Обучение специалистов для системы автообслуживания
Основная цель обучения в системе автообслуживания — дать необходимые знания сотрудникам СТО для реализации их производственных обязанностей. При определении задач профессионального обучения надо выяснить индивидуальные потребности, соответственно сформировать программу учебного процесса, создать у сотрудников устойчивую мотивацию к обучению.
Только в Москве за последние годы количество станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) корпорации «Дженерал Моторз» увеличилось с 7 до17. Такое развитие дилерской сети остро поставило вопрос о подготовке персонала в сжатые сроки без отрыва от производства.
Следует особенно подчеркнуть, что постоянное конструктивное усложнение автотранспортных средств (АТС) предъявляет повышенные требования к квалификации ремонтных рабочих и инженерно-технических работников (ИТР), обуславливает совершенствование системы подготовки кадров на уровне дилерских предприятий автообслуживания.
Дистрибьютор (производитель) и СТОА несут ответственность за выполнение сотрудниками должностных обязанностей. Для этого технические специалисты и остальной персонал должны обладать определенным уровнем квалификации. Поиск специалистов высокого класса ныне затруднителен. Поэтому после поступления на работу новых сотрудников и получения ими первых навыков, знакомства со спецификой автообслуживания, учебные комбинаты обязаны предоставить им программу обучения с целью:
—повышения уровня технической квалификации, чтобы гарантировать потребителям своей продукции недорогие, быстрые и высококачественные ремонтные и профилактические услуги в любое удобное время;
—обеспечения владельцам АТС возможности безопасно и эффективно эксплуатировать технику, сведя к минимуму затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Инструктор (технический тренер) на производстве проводит обучение, ориентируясь на уровень квалификации основной части техперсонала или на требования крупных заказчиков АТС. При проведении учебы технического персонала станции автообслуживания инструктор становится одновременно и организатором, в котором сочетаются качества эксперта, консультанта, психотерапевта.
Для выявления объемов и характера производственного опыта обучающихся, имеющихся у них знаний предусматриваются две задачи.
Первая — уяснение контекста обучения, то есть всех условий профессиональной деятельности обучающихся, в которых будет осуществляться их учеба, и ожидаемой (и заданной) эффективности самого учебного процесса.
Вторая задача — определение возможностей использования в процессе получения новых знаний производственного опыта обучающихся.
Для успешного решения этих задач необходимо не просто формально привлекать индивидуальный профессиональный опыт обучающихся, а со всей ответственностью учитывать несколько принципиальных моментов:
Во-первых, надо четко понимать, что наличие практических навыков в сфере деятельности автообслуживания может служить базой для дальнейшего обучения и самообучения специалиста; источником обучения; объектом систематизации и обоснования подготовки персонала в данной области.
Во-вторых, сознавать и не забывать, что для выполнения профессиональных обязанностей нужен определенный уровень компетентности, который предполагает и предварительную теоретическую подготовку, и непрерывное наращивание знаний по мере совершенствования своей трудовой практики.
В настоящее время в Москве готовят специалистов сферы автообслуживания 17 высших учебных заведений и 34 колледжа. Если принять, что в среднем каждый вуз и колледж выпускает по 50 специалистов, то это примерно 2500 человек в год.
Вместе с тем в столице функционирует около 2,2 тысячи зарегистрированных предприятий автосервиса и примерно столько же предприятий, имеющих собственную материальную базу для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Получается, что готовится в среднем по одному специалисту на два предприятия в год, что в общем не так уж и мало.
Выявление индивидуальных особенностей обучающихся имеет огромное значение для организации эффективной учебы специалистов в системе автообслуживания. Здесь следует подчеркнуть, что для людей экстравертивного когнитивного стиля нужны источники информации с большим количеством наглядных материалов, а также соответствующие их характеру практические занятия.
Для успешного управления процессом обучения требуется классифицировать, изучить основные и вспомогательные рабочие процессы взаимодействия, найти их точки сопряжения. Впрочем, не менее важно прогнозировать результаты учебного процесса, совокупностью которых являются непрерывное улучшение методов решения технических проблем на производстве, экономия времени на устранение неисправностей, грамотное консультационное сопровождение интересов заказчиков сервисных услуг.
Работы на уровне построения эффективного процесса обучения обычно носят кросс-функциональный характер, поскольку почти во все процессы вовлечены различные специалисты и подразделения СТОА, а порой и некоторые сторонние структуры (заказчики техники). Это требует их оптимального взаимодействия и сотрудничества с потребителями.
Построение процесса обучения затрагивает вопросы поиска новых возможностей, направленных на обеспечение высокой квалификации персонала, и содержит следующие этапы:
- документальной оценки фактических знаний персонала о технологии проведения техосмотра, а также устройстве, диагностировании и ремонте АТС (здесь возможно анкетирование технических специалистов по нескольким квалификационным уровням);
- составления учебного плана, содержащего обязательное обучение сотрудников дистрибьютора, СТОА и корпоративных заказчиков АТС (автобусные и грузовые автокомбинаты);
- составления учебного расписания, учитывающего особенности работы технических центров и время на подготовку инструкторов к тематике обучения;
- определения функций учебного центра по контролю за процессом обучения (количество слушателей и учебных курсов), чтобы учитывать прежний опыт, вести подробную статистическую хронологию по каждому техническому специалисту и в комплексе, с проекцией на экономику предприятия анализировать результаты обучения;
- подготовки учебных материалов, включая разработку: тематики и содержания учебно-методических фильмов, слайдов, программ, наглядных пособий и макетов;
- организации учебных курсов и консультаций по специальной теоретической подготовке и отработке практических навыков на современных стендах и оборудовании;
- подготовки отчетов производителям АТС с целью помочь им оценить уровень квалификации сотрудников, точно и быстро определить проблемы, связанные с дефицитом знаний, выдать соответствующим службам рекомендации и оказать необходимую поддержку.
Построение учебных программ технических специалистов должно оцениваться определенной заданностью, целеполаганием обучения. Любой разрабатываемый курс всегда содержит теоретическую и практическую часть, контрольные задания. При этом проводить контроль знаний обучаемых предпочтительнее вести и до, и после проведения занятий. Такой подход, убеждены, дает наилучшую возможность определить эффективность учебного процесса.
Результаты анализа отразятся на организации последующих курсов, поскольку они показывают пригодность или непригодность методов обучения, качество учебного процесса, учебных материалов. Данная оценка особенно важна для совершенствования методов профессиональной подготовки, повышения квалификации персонала, а также мотивации обучения и проводимой на предприятиях аттестации, разработки целевых учебных планов и программ.
Оставить комментарий
Спасибо!